|
Производительные силы постоянно
развиваются, совершенствуются, а производственные отношения
остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым
уровнем производительных сил и устаревшими производственными
отношениями. Рано или поздно насильственным либо мирным путем
происходят изменения в экономическом базисе —
производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной
ломки и замены их новым приходят в соответствие с новым уровнем
производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет
к изменению политической надстройки (она приспосабливается к
новому базису или сметается движущими силами истории) —
возникает новая, находящаяся на более высоком качественном
уровне общественно-экономическая формация.
В целом, К. Марксом было выделено
пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,
коммунистическая (социалистическая).
Цивилизационный подход был
предложен Арнольдом Тойнби (1889—1975). Центральное
понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби — устойчивая общность
людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни,
географическими, историческими рамками.
История — нелинейный процесс.
Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом
цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби
цивилизации могут быть основнымии локальными.
Основные цивилизации оставляют яркий след в истории
человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие
цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в
национальных рамках. К основным цивилизациям относятся
(относились) шумерская, вавилонская, минойская, эллинская
(греческая), китайская, индусская, исламская, христианская.
|
|