Курс лекций для
студентов и аспирантовФилософия

Главная
Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 5
Лекция 6
Лекция 7
Лекция 8
Лекция 9
Лекция 10
Лекция 11
Лекция 12
Лекция 13
Лекция 14
Лекция 15
Лекция 16
Лекция 17
Лекция 18
Лекция 19
Лекция 20
Лекция 21
Лекция 22
Лекция 23
Лекция 24
Лекция 25
Лекция 26

 

Культура

 

 
Культура —специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура (от лат. cultura — возделывание, обработка земли) — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества. В узком смысле термин «культура» обозначает духовную жизнь людей. В трудах Цицерона (106—43 до н.э.) встречается  толкование культуры как «обработка, совершенствование души». Субъектом культуры является человек, ибо он творит и сохраняет культурные ценности. Основополагающим началом культуры является гуманизм как культивирование общечеловеческих ценностей (табл. 9).

Таблица 9

Структурные элементы культуры

Материальная Духовная
Часть общей системы культуры, включающей всю сферу материальной деятельности и ее результаты.

Виды:

1. Культура материального производства:

материально-вещественная;

социально-материальная

2. Культура техническая.

3. Культура экономическая.

4. Культура быта:

материально-вещественная;

социально-материальная.

Часть общей системы культуры, включающей духовную деятельность и ее продукты.

Виды:

1. Культура нравственная.

2. Культура эстетическая (литература, искусство).

3. Культура религиозная.

4. Культура правовая.

5. Культура политическая.

6. Культура научная.

7. Культура системы народного образования.

8. Культура быта (в его духовных аспектах).

9. Культура системы культурно-просветительской работы.

10. Культура средств массовой информации и т. п.

Продолжение таблицы 9

Методология исследования культуры
Эмпирический описательный подход Оценочный

(аксиологический) подход

Деятельностный подход
Представляет культуру, как сумму, результат всей деятельности, то есть как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат.

Недостатки:

1. Культура предстает в этой концепции в статичном состоянии — в виде набора застывших продуктов деятельности человека.

2. Жестко разводятся материальная и духовная области культуры.

«Культурность» и «некультурность», равно как и степень культурности, определяется путем соотношения, оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталона.

Недостатки:

1. Подход носит в зна-чительной степени произвольный и относительный характер.

2. Игнорируется при-способительная функция культуры.

Рассматривает культуру как внебиологический, специфический способ деятельности. Не данный от природы, но благоприобретенный способ человеческой деятельности равен по объему результатам этой деятельности.

 

Следующая

Хостинг от uCoz