Курс лекций для
студентов и аспирантовФилософия

Главная
Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 5
Лекция 6
Лекция 7
Лекция 8
Лекция 9
Лекция 10
Лекция 11
Лекция 12
Лекция 13
Лекция 14
Лекция 15
Лекция 16
Лекция 17
Лекция 18
Лекция 19
Лекция 20
Лекция 21
Лекция 22
Лекция 23
Лекция 24
Лекция 25
Лекция 26

 

Европейская философия

 

 

Какие школы европейской философии ХIХ—ХХ вв. вы знаете?

Основными школами европейской философии ХIХ—ХХ вв. являются:

1) Учение А. Шопенгауэра, сочетающее в себе волюнтаризм (воля выше разума) и пессимизм (наш мир — наихудший из возможных миров);

2) Учение Ф. Ницше («философия жизни»). Человек по природе своей иррационалистическое существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. Ницше учил, что на смену человеку должно прийти более совершенное разумное существо — сверхчеловек;

3) Фрейдизм (З. Фрейд) и неофрейдизм (Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер). Психоанализ — направление в современной философии объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Личность, по Фрейду, представляет собой сложное, многоуровневое образование, включающее в себя три основных уровня: бессознательное («ОНО»), сознательное («Я») и социальное («Сверх-Я»).  Центральное понятие и суть системы З. Фрейда: Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания, благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род; Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным; жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса;

4) Экзистенциализм — «философия существования», главным предметом которой стали человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.  В философии экзистенциализма различают два направления: религиозное (С. Кьеркегор, К.Ясперс, Г. Марсель, Л. Шестов, Н. Бердяев) и атеистическое (М. Хайдеггер,  Ж.-П. Сартр, А. Камю). Проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом: уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, надежд, жизни в целом человека; разительное противоречие между внутренним миром человека и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»); одиночество; абсурдность и бессмысленность человеческого существования; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни.

Следующая

Хостинг от uCoz