|
Основными направлениями философии Нового
времени являются эмпиризм (в основе познания лежит
опыт), сенсуализм (единственным источником достоверных
знаний о мире является чувственное восприятие) и рационализм
(источником достоверных знаний о мире является разум).
Ф. Бэкон — основатель
эмпиризма (в основе познания лежит исключительно опыт).
Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться
практических результатов в деятельности, способствовать новым
изобретениям, развитию экономики, его философское кредо: «Знание
— сила». Бэкон создал индукцию — метод познания от
частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, им
предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив
исторические науки, поэзию, философию.
Т. Гоббс — ученик и продолжатель
философской традиции Ф. Бэкона. Решительно отвергал
теологическую схоластическую философию; целью философии видел
достижение практических результатов в деятельности человека,
которые способствовали научно-техническому прогрессу. В споре
между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием
с помощью разума) выступал на стороне эмпиризма; считал
важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
разработал теорию государства в своем произведении «Левиафан»
(«Чудовище»), где утверждал, что право каждого человека на все и
пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против
всех», поэтому необходимо ограничивать свободу людей, спасая их
от самих себя, а это может сделать государство, с этой целью
необходимо заключить общественный (совместный) договор.
Дж. Беркли (субъективный
идеализм) утверждал, что материи нет, существовать — значит быть
воспринимаемым. Источником всех наших ощущений, за которыми
ничего нет, является Бог (все мы снимся Богу и одновременно друг
другу). Мир состоит из духов и идей (люди и предметы). Идеи не
могут быть причиной чего-либо, их причина — дух. Идеи духа нет,
о существовании других духов мы узнаем по идеям их действий. Дух
— это ум и воля. Законы природы — это связь идей. Мировой Дух
(Бог) производит идеи, не зависящие от нас («Трактат о принципах
человеческого знания»). |
|