|
Метафизика адекватно описывает
простые системы: механические, физические и химические;
диалектика адекватно описывает сложные системы:
биологические и социальные. В целом обе теории движения и
развития находятся в отношении дополнительности, т. к. источник
движения предмета может быть как внутренним, так и внешним.
Методические указания
Для обозначения общей основы всего
существующего в философии выработана категория субстанция,
которая выражает внутреннее единство многообразия конкретных
вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через
которые, она (субстанция) и существует.
Учения, объясняющие единство мира,
исходя из одной субстанции (материальной или духовной),
относятся к философии монизма, а те, которые считают
исходными началами две субстанции (и материальную, и духовную),
представляют дуалистическое направление.
Рассматривая категорию материя
как субстанцию, студенту следует иметь в виду, что материя
существует не наряду с вещами, процессами, а посредством их,
через них.
Необходимо различать научные
представления о строении и свойствах материи, которые изменяются
в процессе прогресса науки, и философское определение материи,
остающееся незыблемым.
Важно понять неразрывность движения и
материи; движение вне материи, без материи не существует.
Следует обратить внимание на то, что
пространство и время — формы существования материи, они
неразрывно связаны с ней и между собой. Теория относительности
Эйнштейна установила, что пространство и время существуют не
сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой
универсальной взаимосвязи, в которой они теряют
самостоятельность и выступают как стороны единого и
многообразного целого. Исторически сложились альтернативные
способы постижения мира — философского понимания связей и
развития: диалектический, догматический (его иногда называют
метафизическим), софистика и эклектика. |
|