|
Основными направления средневековой
философии являются:
1. Патристика (Тертуллиан,
Аврелий Августин). Философия отцов христианской церкви,
считавших абсолютной истиной Библию и утверждавших, что Бог
пребывает вне области чувственного воспринимаемого и
умопостигаемого и поэтому не может быть определен словами.
Августин (354—430) считал, что весь мир светится отраженным
светом Бога, что делает возможным познание. Способ познания —
вера. Причина наличия зла в мире — неправильный выбор людей, над
которыми довлеет «земное царство». Человек должен стремиться к
«Граду Божьему», где будут жить только спасшиеся.
2. Схоластика (Ансельм
Кентерберийский, Фома Аквинский). Представители этого
направления считали, что все знания о мире содержатся в Библии и
трудах Аристотеля, откуда их необходимо извлечь путем
истолкования и комментирования.
В чем заключается спор об
универсалиях?
Схоластика включала в себя два
противоположных направления — номинализм и реализм, в
зависимости от решения философами спора о природе предельно
общих понятий (универсалий). Реалисты (Ансельм Кентерберийский,
Фома Аквинский) считали, что общие понятия существуют подобно
вещам в окружающем мире. Номиналисты (Оккам) утверждали, что
понятия существуют реально, независимо от единичных вещей.
В чем заключается теория двойственной
истины?
Наиболее выдающийся философ
средневековой Европы Фома Аквинский учил, что Бог открывает себя
человеку естественными и сверхестественными путями,
следовательно, вера и разум относительно самостоятельны как
различные пути к истине. Но в случае их конфликта все равно
преобладает вера. Историко-философское значение теории
двойственной истины заключалось в том, что под видом примирения
науки и религии утверждалась ошибочная идея невозможности их
конструктивного взаимодействия. |
|