|
Историческое значение немецкой
классической философии (конец XVII — первая половина XIX вв.)
состоит в систематической разработке диалектики, диалектического
метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса
развития, переориентации философских исследований на сущность
человека, его разум, понимании истории как целостного процесса,
обосновании идеи социального прогресса и свободы и т. п.
Основными представителями немецкой
классической философии являются И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг,
Ф. Гегель, Л. Фейербах.
И. Кант исследовал пределы
человеческого понимания, подверг критике идеи о неограниченных
возможностях разума (критическая философия). Он учил, что
восприятию доступна только поверхность вещей («вещь для нас»), а
их сущность непознаваема (агностицизм). Кантовский практический
разум провозгласил что, в то время как природа вещи не может
быть постигнута разумом, факт существования морали доказывает
существование свободной воли, бессмертия и Бога.
Категорический императив — твои действия в любой момент
должны стать всеобщим правилом поведения.
И. Фихте считал, что известное
есть просто содержание сознания познающего. Реальны только факты
нашего умственного опыта (субъективный идеализм). Утверждая
противоположность «Я» и «Не Я», Фихте прослеживает пути снятия
этой противоположности, т.е. совершает движение от субъективного
идеализма к объективному.
Ф. Шеллинг рассматривал
бесконечный ум (абсолют) как причину всего. Осуществление
абсолюта делает возможной интеллектуальная интуиция, которая
способна отделить себя как от объекта, так и от субъекта и
наиболее ярко проявляется в искусстве («Философия искусства»).
Абсолют в процессе саморазвития делает три движения: 1) попытка
бесконечного включить в себя конечное; 2) попытка вернуться к
бесконечному; 3) синтез. |
|