|
Ф. Гегель — представитель
объективного идеализма (стержневым понятием которого является
абсолютная идея — Мировой дух), впервые в философии в
систематической форме изложил диалектическое миропонимание и
соответствующий ему диалектический метод исследования.
Диалектика (понятие впервые четко сформулировано Гегелем) —
основополагающий закон развития и существования Мирового духа и
сотворенного им окружающего мира. Рассматривает механизм
развития (от абстрактного к конкретному): существует
определенный тезис — исходный путь развития («бытие»);
данному тезису всегда находится антитезис («небытие») —
его противоположность; в результате взаимодействия двух
противоположных тезисов получается синтез — новое
утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на
более высоком уровне развития.
Л. Фейербах считал, что человек
придумал Бога по своему образу и подобию (антропологический
материализм). Он предлагал специфическую религию любви,
утверждающую гуманистические отношения между людьми и отрицающую
Бога в качестве объекта поклонения (человек человеку — Бог).
Человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей,
разумом, чувствами, желаниями.
Методические указания
Немецкая классическая философия
представлена целым рядом философов конца XVIII — первой половины
XIX вв. Несмотря на разнообразие основных философских позиций,
она является относительно самостоятельным этапом развития
философии, так как все ее системы взаимосвязаны и логически
вытекают одна из другой.
Особого внимания заслуживают
онтологическое обоснование теории познания И. Кантом,
натурфилософия Ф. Шеллинга, диалектический метод Г. Гегеля и его
философская система, а также антропологический материализм Л.
Фейербаха. Основное достижение классической немецкой философии
состоит, прежде всего, в том, что получила развитие диалектика,
ее принципы, законы и категории. |
|