Курс лекций для
студентов и аспирантовФилософия

Главная
Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 5
Лекция 6
Лекция 7
Лекция 8
Лекция 9
Лекция 10
Лекция 11
Лекция 12
Лекция 13
Лекция 14
Лекция 15
Лекция 16
Лекция 17
Лекция 18
Лекция 19
Лекция 20
Лекция 21
Лекция 22
Лекция 23
Лекция 24
Лекция 25
Лекция 26

 

Философия истории

 

 
По взглядам на историю философы разделились на  тех, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты) и тех, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом. Ко второй категории относятся большинство философов.

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны) формационный, цивилизационный, культурологический, позитивистский подходы.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе, — общественно-экономическая формация. Она представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает все и затем уже сама отрицается новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента базис и надстройка. Базис экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Следующая

Хостинг от uCoz