Курс лекций для
студентов и аспирантовФилософия

Главная
Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 5
Лекция 6
Лекция 7
Лекция 8
Лекция 9
Лекция 10
Лекция 11
Лекция 12
Лекция 13
Лекция 14
Лекция 15
Лекция 16
Лекция 17
Лекция 18
Лекция 19
Лекция 20
Лекция 21
Лекция 22
Лекция 23
Лекция 24
Лекция 25
Лекция 26

 

Истина и процесс познания

 

 

Что такое истина?

Истиной называется соответствие наших знаний действительности (Аристотель). В том случае, если знания не соответствуют действительности, они называются ложными.Знания могут соответствовать действительности полностью или частично. В первом случае мы имеем дело с абсолютной истиной, во втором с относительной истиной. (Табл. 7)

Таблица 7 Истина
ИСТИНА характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности.
Объективная истина объективное содержание знаний.
Абсолютная истина объективная истина, содержащая в себе полное и всестороннее знание сущности предметов и явлений материального мира Относительная истина объективная истина, содержащая в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира
Принцип конкретности истины
Заблуждение
Несоответствие знания его предмету;

расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом;

абсолютизация относительной истины.

Например: 2 + 2 = 4; холостяки неженатые люди; родители старше детей абсолютные истины; Каспаров чемпион мира по шахматам; Китай социалистическое государство относительные истины.

Что такое критерий истины?

Критерием истины называется существенный признак, наличие которого свидетельствует о истинности знания, а отсутствие о ложности. В философии выделяют следующие критерии истины:

·                   интуитивная ясность знания;

·                   внутренняя связность знания;

·                   непротиворечивость знания;

·                   соответствие знания опытным данным;

·                   практическая значимость знания.

К философскому категориальному аппарату относятся два понятия: «истина» как объективное содержание знаний, т. е. знаний, соответствующих действительности, и «заблуждение», как абсолютизация относительной истины. Использование таких понятий естественного языка, как «вымысел», «ложь», «ошибка», «правда», «верно» и т. п. при рассмотрении истины в процессе познания является неоправданным и не проясняет существа проблемы. Однако в других областях научного знания использование перечисленных понятий естественного языка вполне правомерно и целесообразно. Так, например, в логике применительно к суждению (высказыванию) используют понятия «истина» и «ложь», а к умозаключению (рассуждению) — «правильное».

Хостинг от uCoz