 |
Локальных (национальных)
цивилизаций, заслуживающих внимания, в истории человечества
насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.
д.).
Движущими силами истории согласно
Тойнби являются вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное
географическое положение, отставание от других цивилизаций,
военная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов;
деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих
людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ».
По своей внутренней структуре цивилизация состоит из творческого
меньшинства и инертного большинства.
Творческое меньшинство ведет за собой
инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные
цивилизации.
Творческое меньшинство не всегда может
определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить»
энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие
прекращается, начинается застой.
Цивилизации конечны в своем
существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и
умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе
проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом, дезинтеграция,
завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Культурологический подходбыл
предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880—1936).
Центральное понятие данного подхода —
культура.
Культура — совокупность религии,
традиций, материальной и духовной жизни. Это автономная,
самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Она
зарождается, живет и умирает.
Понятие «культура» Шпенглера близко
понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера
имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках
культурологического подхода — высший уровень развития
культуры, завершающий период развития культуры,
предшествующий ее смерти.
|
 |