|
Основными философскими школами Древней
Индии являются: брахманизм, объявивший первичной
реальностью безличный Мировой Дух — Брахман. Человеческая душа
является частицей Брахмана, она бессмертна, но человек привязан
к земной жизни и зависит от своих прошлых деяний (кармы).
Природа Мировой Души может быть раскрыта через взаимосвязь
понятий «брахман» и «атман». Атман — всепроницающая
субъективная реальность (частица Бога-Брахмы в человеческой душе
— манасе). Манас — душа человека, возникающая в процессе
жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких
ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека,
его личного опыта, хода судьбы. Сансара — учение о
вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку
страданий в земной жизни.
Мокша — высшее нравственное
совершенство, после достижения которого эволюция души (карма)
прекращается. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи
бесконечной жизни и становятся Великими Душами. Ахимса —
единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы —
непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным,
природе), неубиение; буддизм — четыре благородные истины,
открытые Буддой: жизнь есть страдание; страдания имеют свою
причины — жажду наживы, славы, удовольствия жизни и т.д.; от
страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от
страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Основными философскими школами Древнего
Китая являются: конфуцианство — древнейшая философская
школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника
социальной жизни. Основные вопросы Конфуция: как необходимо
управлять людьми и как вести себя в обществе. Главная
конфуцианская добродетель: жэнь (гумманость) — закон
жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения
и основывающийся на любви и уважении к старшим по возрасту и
общественному положению, важное место в конфуцианстве занимает
этикет «ли», т.е. нормы общественного поведения, нравы,
обычаи, ритуалы. Строгое соблюдение «ли» помогает постижению «жэнь»;
даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое
пытается объяснить основы построения и существования окружающего
мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа
и космос. Основатель Лао цзы (Старый Учитель) выдвинул идею
дао — всеобщего естественного закона. Все находится в
движении, предметы переходят в свою противоположность.
Вмешательство людей в естественный ход вещей является причиной
зла и страданий. Путь к счастью и познанию истины предполагает
освобождение. |
|