|
Какие школы европейской философии
ХIХ—ХХ вв. вы знаете?
Основными школами европейской философии
ХIХ—ХХ вв. являются:
1) Учение А. Шопенгауэра,
сочетающее в себе волюнтаризм (воля выше разума) и
пессимизм (наш мир — наихудший из возможных миров);
2) Учение Ф. Ницше («философия
жизни»). Человек по природе своей иррационалистическое существо,
которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. Ницше
учил, что на смену человеку должно прийти более совершенное
разумное существо — сверхчеловек;
3) Фрейдизм (З. Фрейд) и
неофрейдизм (Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер). Психоанализ —
направление в современной философии объясняющее роль
бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и
общества. Личность, по Фрейду, представляет собой сложное,
многоуровневое образование, включающее в себя три основных
уровня: бессознательное («ОНО»), сознательное («Я») и социальное
(«Сверх-Я»). Центральное понятие и суть системы З. Фрейда:
Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного
поведения человека, созидания, благодаря ему человек
обеспечивает свои потребности и продолжает род; Танатос
(инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной
деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и
опасным; жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса
и Танатоса;
4) Экзистенциализм — «философия
существования», главным предметом которой стали человек, его
проблемы, трудности, существование в окружающем мире. В
философии экзистенциализма различают два направления:
религиозное (С. Кьеркегор, К.Ясперс, Г. Марсель, Л. Шестов, Н.
Бердяев) и атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
Проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом: уникальность
человеческой личности, глубина чувств, переживаний, надежд,
жизни в целом человека; разительное противоречие между
внутренним миром человека и окружающей жизнью; проблема
отчуждения человека (общество, государство стали для человека
абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает
человеком, подавляет его «Я»); одиночество; абсурдность и
бессмысленность человеческого существования; проблема поиска
человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в
жизни. |
|